Эссе

ЭССЕ «ДЕФЕКТОЛОГИЯ - ПРОФЕССИЯ НА ВЕКА?!»



 

Одна из величайших радостей жизни — стать частью 

чего-то большего, чем твоя собственная жизнь и личный опыт.

(Ник Вуйчич)


 Самым волнующим периодом в жизни каждой женщины, безусловно,  является чудесное время, когда под ее сердцем растет новый Человек. Мама помнит первые слезы радости от осознания того, что внутри ее бьется еще одно сердечко, помнит первые несмелые движения своего ребенка; её ожидание встречи с комочком счастья тревожно и трепетно… Но что это?... Проходит время, и слова врачей, как приговор: у Вас «особенный» ребенок. И тогда к слезам радости от материнства добавляются слезы горя, отчаяния, особенно, когда мама и ее кровинка оказываются один на один с огромным миром, который чаще всего жесток и несправедлив. Пока ребенок еще маленький, мама горюет за двоих, но когда сам малыш начнет понимать собственную «непохожесть», приходят детские и подростковые комплексы, депрессии. Ребенок остается один на один со своими проблемами…

Одним из ярких примеров такого человека в современном обществе является Ник Вуйчич, человек, чьи слова я выбрала эпиграфом к своему размышлению.  Он родился с синдромом тетраамелии (наследственное отсутствие всех четырех конечностей). Сейчас Ник Вуйчич – мотивационный оратор, писатель, меценат. Одним словом, успешная и самодостаточная личность, полноценный член общества.   

Мой интерес к профессии дефектолога зародился со студенческой скамьи. В то время я осваивала профессию педагога-психолога. Одним из моих преподавателей, по воле судьбы, был директор Ялтинской вспомогательной школы № 3 Власов Михаил Иванович. Он читал дисциплину «Введение в дефектологию». Именно его лекции, его рассказы, жизненные примеры из практики и стали основополагающим фундаментом для моего профессионального самоопределения, именно тогда я поняла, что хочу, как и он, работать с «особенными детьми», помогать им каждый день, как делал это он, самый обычный человек, обладающий даром понимания проблем детей. Чтобы работать в данной школе, профессии психолога оказалось недостаточно, появилась необходимость обучаться дальше, осваивать профессию учителя-дефектолога.

Дефектология родилась на стыке медицины и педагогики. Это относительно молодая специальность, возникновение которой связано с развитием психологии, неврологии, общей и специальной педагогики.   В компетенцию современного специалиста входит не только непосредственная работа с детьми, но и изучение особенностей и закономерностей тех или иных отклонений.  Понимание уникальности детей с отклонениями в развитии, стремление к их развитию и социализации - достижение совсем недавнего прошлого. Не секрет, что на протяжении многих столетий люди с ограниченными возможностями – умственными или физическими – страдали от несправедливого к ним отношения, вплоть до полного отрицания их права на жизнь.  

         Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний воспитанниками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть нового образовательного учреждения.

         Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют идеологию и приоритеты не только в общем образовании, но и в образовании детей с проблемами в развитии. 

         Однако главенствующая роль по-прежнему принадлежит педагогу. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности педагога-дефектолога.  «Спеши жить в движении» – вот один из моих девизов.

По моему мнению, педагогу-дефектологу должны быть присущи такие личностные качества как чуткость, терпение, твердость и последовательность, организованность, педагогический такт. Огромную роль играют такие качества как доброжелательность, способность поддерживать ребенка, пробуждать в нем оптимизм, бодрость духа, веру в себя. 

Я часто вспоминаю «Притчу о треснувшем котелке». У пожилой женщины было два больших котелка. Каждый из них висел на концах коромысла, которое она носила на шее. Один котелок был с трещиной, а другой – идеальным. Под конец долгого пути от ручья до дома целый котелок оставался полным, а треснувший – был заполнен лишь наполовину. Конечно, целый котелок гордился своими достижениями. А вот бедный треснувший котелок стыдился своего недостатка. И он обратился к женщине: «Мне так стыдно за себя, потому что из-за трещины в моем боку вода все время проливается по дороге домой». Женщина улыбнулась: «А заметил ли ты, что цветы растут на твоей стороне дороги, и каждый день, когда мы идем домой, ты поливаешь их? Все это время у меня была возможность собирать эти цветы и украшать ими свой дом. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то не было этой красоты вокруг меня». Поэтому я в своей профессиональной деятельности стремлюсь принимать каждого ребенка с ОВЗ таким, какой он есть, «подстроить» весь процесс обучения к ребенку, а не ссылаться только лишь на стандарты и рамки рабочей программы. Я стремлюсь к тому, чтобы быть мудрым педагогом и помочь ребенку с ОВЗ поверить в собственные силы и  возможности, почувствовать себя полноценной, нужной, приносящей пользу обществу личностью.

 Своим воспитанникам, обучающимся по адаптированной образовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, я преподаю ведущую дисциплину – математику. Для умственно отсталых школьников математика имеет, прежде всего, практическое значение.   Главной задачей учебного предмета «математика» является применение навыков, полученных на уроках, в повседневной бытовой жизни, поэтому важнейшим этапом на каждом уроке я считаю мотивационный этап, так как «особые» дети часто дезориентированы, пассивны и не верят в свои силы. 

К сожалению, некоторые учащиеся слишком долго находятся в среде, не адаптированной к их особенностям, будь то социально неблагополучная семья или коллектив более успешных детей в массовой школе. Поэтому в работе со многими ребятами нужны «реабилитационные» меры: глубочайшее изучение проблемы и совместное ее преодоление командой  учителей-предметников, психологов, логопедов. Успех каждого моего ученика – мой личный успех. Научился считать в пределах десяти – ура! Смог самостоятельно оплатить проезд в общественном транспорте – тоже победа! Овладел профессией и социальными навыками – браво!  

    «Еще один день — еще одна возможность!» - любит повторять на своих лекциях Ник Вуйчич, человек с ограниченными возможностями, но не ограниченной условностями жизнью. И я, как дефектолог, стараюсь каждый день подарить новую возможность своим воспитанникам жить полноценной жизнью. 


Рыбцова Ольга Сергеевна,учитель-дефектолог, учитель математики
© 2020

Разработка сайта: Сайт города "Моя Ялта"